Общество

Как отличить электровелосипед от мопеда — объясняют госавтоинспекторы

На дорогах Чистоозерного района появилось новое чудо техники — это электровелосипед. Бесспорно, техника удобная, доступная, но только есть нюансы.

С появлением этого транспорта на дорогах у водителей, инспекторов ГАИ да и у пешеходов добавились вопросы. Вот если это велосипед — значит, на него распространяются правила велосипедиста? А «электро» — не несет никаких нюансов? Или что-то да значит? А детям можно на нем ездить? Если да, то во сколько лет?  А права нужны? И далее…

Разбираем в подробностях

А что говорят о велосипедах и электровелосипедах Правила дорожного движения РФ? Итак, выдержки из общих положений Правил дорожного движения РФ (п. 1.2).

«Велосипед — транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч».

Следовательно, к велосипедам относятся те, что имеют моторы не мощнее 0,25 кВт (250 Вт). Никакие водительские удостоверения для управления ими не нужны, ездить нужно по правилам для велосипедов.

Напомним правила езды велосипедиста:

Ездить с 14 лет разрешается по велосипедной, велопешеходной дорожкам или полосе для велосипедистов, а также по правому краю проезжей части, по обочине, по тротуару или пешеходной дорожке, если нет велодорожки и т. п. То есть велосипедист может ехать по дороге, если ему уже есть 14 лет!

Движение велосипедистов в возрасте от 7 до 14 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон. Никаких выездов на проезжую часть!

Дошколятам нельзя и на велодорожки: движение велосипедистов в возрасте младше 7 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам (на стороне для движения пешеходов), а также в пределах пешеходных зон. ( 24 ПДД). Тут вроде бы все понятно.

Дальше читаем, что говорит закон о новом для нас виде транспорта. «Электровелосипед — это транспортное средство с двумя колёсами и электрическим двигателем мощностью до 250 Вт, который автоматически отключается при достижении скорости 25 км/ч.

Специальных прав для управления электровелосипедом не требуется».

Однако если мощность электровелосипеда превышает 250 Вт, для его управления понадобится водительское разрешение. Такой велосипед должен быть оснащён зеркалами, фарами, стоп-сигналом и поворотниками, а также обязательно использование шлема, то есть все те требования, которые предъявляются к водителям мопедов.

«Мопед — двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. К мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие аналогичные технические характеристики».

Права и ответственность

Итак, сделаем выводы: если электродвигатель сильнее, от 0,25 кВт до 4 кВт, то такой аппарат формально приравнивается уже к мопедам. Мопеды не нужно ставить на учет в ГИБДД, на них не выдаются номера. Но управлять ими можно только при наличии водительского удостоверения.

  • Категории М — специально для мопедов и скутеров, такие права выдаются с 16 лет. Но сначала нужно закончить автошколу и сдать экзамены в ГИБДД.
  • Другие водительские категории в правах автоматически разрешают водить мопеды и скутеры. Соответственно, и электровелосипеды. Права нужно возить с собой, иначе штраф — 500 руб.

Для таких транспортных средств, как велосипед и электровелосипед до 0,25 кВт предусмотрены несколько штрафов:

  • движение по левой полосе, проезд по пешеходному переходу, езда по тротуару при наличии велодорожки и другие нарушения — 800 рублей;
  • создание помех другим участникам движения — 1000 рублей;
  • управление в нетрезвом состоянии — 1000–1500 рублей.

Тем, кто нарушает ПДД на электровелосипеде мощнее 250 Вт, тоже грозят штрафы, которых предусмотрено гораздо больше, например:

  • управление, не имея права управления – от 5000 до 15000 рублей.;
  • езда без шлема или с незастегнутым шлемом — 1000 рублей;
  • управление в состоянии алкогольного опьянения — 30 000 рублей с лишением прав до двух лет.

Запасной ребенок есть

И теперь о главной проблеме. Зачастую покупатель и сам не подозревает, какой мощности железного зверя он купил. Нужно внимательно изучить технический паспорт транспортного средства и понять, что у вас по сути — электровелосипед или все же мопед. Напомним, у первого электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки должен быть не более 0,25 кВт, а у второго, соответственно — больше.

Сотрудники ГАИ в Чистоозерном  районе посмотрели ряд моделей в  наших магазинах и пришли к выводу, что все  электровелосипеды продаются у нас более 0,25 кВт. То есть это мопеды! И, следовательно, там уже другие требования. И нужно быть внимательнее, понимая, кому вы приобретаете эту технику.

А что мы видим на дорогах Чистоозерного района? На подобных электровелосипедах ездят дети, которым зачастую и десяти лет нет! А ведь они и как велосипедисты еще не доросли до возраста ездить по дорогам, но уже едут на транспорте, к которому их вообще подпускать нельзя. И скорость эти транспортные средства развивают, напомним, до 40-50 км/час. Да такой малыш, если решит прокатиться с ветерком, просто руль не сможет удержать!  Плюс отсутствие знаний ПДД добавляет проблем другим участникам дорожного движения. Ведь думая, что это просто велосипед такие водители могут и по тротуарам ехать, и тут уже создается угроза для пешеходов. Впрочем, создавать ее могут и водители электровелосипедов и постарше. К слову сказать, эта техника порой бесшумная, что тоже не есть хорошо.  Конечно, сотрудники ГИБДД проводят с детьми и их родителями работу, но разве это решает проблему? Скажем сразу, это проблема не только Чистоозерного района, а всей страны. Пока законодатели думают, решают, как все отрегулировать в данном вопросе, мы живем в настоящей реальности. Будьте аккуратнее, дорогие читатели — и пешеходы, и водители. Изучайте ПДД и не нарушайте!

А напоследок хочется спросить родителей, которую покупают детям вот такую технику: «У вас еще запасной ребенок? Или вам этот не особо нужен?». Уж простите циничность фразы, но ведь если разобраться, то получается именно так! 

Редакция

Последние новости

Массовой сезон миграции копытных начался в Новосибирской области

В региональном министерстве природы призывают автомобилистов соблюдать скоростной режим и быть внимательными на дорогах, особенно…

19.11.2025

Гастрономический туризм будут развивать в Новосибирской области

Во время объединенного пленарного заседания Форума сибирского гостеприимства «Дикоросы» и Форума «Дни российского ритейла в…

19.11.2025

Герои НовоСибири помогают совершенствовать меры поддержки участников СВО

Герой России, участник федеральной программы «Время Героев» Егор Захаров и участник программы «Герои НовоСибири» Дмитрий…

19.11.2025

Новосибирская область намерена развивать гастрономический туризм

Распространение национальной кухни и гастрономический туризм – один из заметных трендов последнего времени. Этот вид…

19.11.2025

Более 33 тысяч жителей региона приняли участие в фестивалях ГТО в 2025 году

Постоянной традицией в Новосибирской области стало фестивальное движение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и…

18.11.2025

Народных артистов встречали в Новой Кулынде

Мы продолжаем рассказывать о районном фестивале-конкурсе среди людей старшего поколения «Народный артист», посвященном 80-летию Великой…

18.11.2025