Всем знакома ситуация, когда на полке в магазине указана одна цена товара, а на кассе этот товар пробивают по другой цене, которая чаще всего выше указанной на ценнике. Такое нарушение распространено в крупных магазинах и супермаркетах самообслуживания. Алгоритм действий для покупателя объясняет Л.А. Безотеческая, юрисконсульт ФФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Новосибирской области» в Карасукском районе:
В соответствии со ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора, в том числе сведения о цене и условия приобретения товара.
Продавец обязан обеспечить наличие ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, цены за единицу товара или за единицу измерения товара (вес (масса нетто), длина и др., согласно п. 3 «Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи», утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463.
Таким образом, цена товара, заявленная продавцом в ценнике, является составляющей публичной оферты – условием публичного договора, каковым является договор розничной купли- продажи.
Отказ продавца продать товар по цене, соответствующей ценнику является уклонением продавца от заключения публичного договора, что в силу п.3 ст. 426 ГК РФ, не допускается.
В случае если Вы столкнулись с таким нарушением, и продавец отказывается вам вернуть разницу реальной стоимости товара и цены, указанной на ценнике, то необходимо объяснить проблему администратору или руководителю магазина. Часто магазины удовлетворяют требования покупателя, и конфликт бывает исчерпан. Если мирный исход ситуации невозможен, и представители магазина отказываются продать товар по стоимости, указанной в ценнике, потребитель имеет право изложить свои требования в претензии.
В претензии, на основании ст. 15, 151, п.3 ст. 426, п. 4 ст. 445, ст.393 ГК РФ, ст. 12,13, 15 Закона РФ «О защите прав потребителей», потребитель вправе заявить следующие требования:
о продаже товара по цене, указанной в ценнике;
о возмещении убытков;
компенсации морального вреда.
Рекомендуем к претензии прилагать в копиях: кассовый чек, фотографии торговых витрин, ценников вместе с товарами, выставленными в торговом зале для продажи.
При отказе продавца в удовлетворении претензии покупатель вправе обратиться в суд и (или) в уполномоченные органы для привлечения организации к административной ответственности.
Для разъяснения и получения консультаций потребители также могут обращаться в Консультационный пункт по защите прав потребителей ФФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Новосибирской области» в Карасукском районе по адресу: г. Карасук, ул. Коммунистическая, д. 58, или по телефонным номерам: «Горячей линии» Управления Роспотребнадзора по Новосибирской области – 8-800-350-50-60; Консультационного пункта – 8 (383)55 33-426.