15 июня состоялось совместное заседание комитетов Законодательного Собрания Новосибирской области: по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности; по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам. Заседание получилось «горячим». Ничего так остро не обсуждают парламентарии, как «мусорную реформу» Вернее, ее провал.
Как отметил первый заместитель Председателя Законодательного Собрания Новосибирской области Андрей Панфёров, возможность проведения совместных заседаний комитетов предусмотрена региональным Законом «О Законодательном Собрании Новосибирской области» и Регламентом Законодательного Собрания. «Ранее у нас были совместные выездные заседания комитетов, но в таком формате как сегодня заседание двух комитетов будет проводиться впервые», – акцентировал Андрей Панфёров. Председательствующим на совместном заседании комитетов был избран председатель комитета Законодательного Собрания Новосибирской области по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности Фёдор Николаев.
В повестку дня по решению 22-й сессии Законодательного Собрания Новосибирской области был внесен первый вопрос – «О финансово-экономических и правовых последствиях расторжения концессионного соглашения в отношении создания и эксплуатации системы коммунальной инфраструктуры – объектов, используемых для обработки, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов в Новосибирской области, заключенного 22 июля 2016 года между Новосибирской областью и ООО «Экология-Новосибирск». Напомним, эта концессия предполагала возведение двух крупных мусоросортировочных комплексов и двух полигонов на территории в Новосибирской агломерации.
С кратким докладом выступил министр экономического развития Новосибирской области Лев Решетников. «Соглашение было расторгнуто по соглашению сторон, обоюдно, – рассказал министр. – С точки зрения финансовых последствий, то, что обсуждается, – про 300 миллионов рублей, стоит заметить, что эти обязательства возникают только тогда, когда уже построен объект. Так как у нас объекты никакие не построены, на наш взгляд, эти нормы применить нельзя. Мы считаем, что упущенная выгода возникает в том случае, когда идет производственная деятельность. А производственная деятельность идет, когда есть предприятие». Содокладчиком по первому вопросу выступил министр жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области Денис Архипов. Он подтвердил, что никаких дополнительных условий по расторгнутому соглашению нет, а какие-либо претензии могут быть выдвинуты только в судебном порядке.
Заместитель председателя комитета по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам Вадим Агеенко отметил, что ответы министров «хотелось бы услышать пошире». Он напомнил, что концессионное соглашение 2016 года касалось огромных объемов – 77-78 процентов всего мусора в регионе. «Строили на этих объемах по этой концессии всю мусорную реформу, – напомнил законодатель. – На это рассчитывали, всем докладывали. А в конечном итоге оказалось, что реализовать ее нельзя. С другой стороны, когда рабочая группа детально посмотрела и разобралась в этой концессии, мы поняли, что она не только не может быть реализована, но еще и опасна экономически для бюджета Новосибирской области, потому что там слишком много лишних обязательств для региона». Вадим Агеенко привел пример, что в одном из пунктов концессии концессионер требовал от области подтверждения кредитного рейтинга региона по оценкам иностранных агентств.
«С июля 2017 года поняли, что никогда эту концессию не реализуем, – продолжил зампред комитета. – И даже в этом случае вы пять лет ее не расторгали. И вопрос, который мы задаем: «Как же так? Концессионер, как собака на сене, сидел на нашей области, держал два участка, ничего не строил и не давал другим инвесторам зайти». И все наши программы рушились. Ведь уже в 2019 году должны были обрабатывать на двух этих мусорных полигонах 400 тысяч тонн мусора, сортировать его. В итоге этого не сделано. Сегодня мы говорим про последствия этого нерешенного вопроса для нашей области. Последствия! В соглашении было написано: когда будут построены эти два новые полигона, четыре закроют. Было бы все красиво и хорошо. Почему же пять лет не расторгали то, что невозможно реализовать? Как на это смотрят Министерство экономического развития и Губернатор?»
Также Вадим Агеенко напомнил, что концессия в течение полугода согласовывалась в шести министерствах и департаментах регионального Правительства. Между тем, общий объем мусора, который поступал бы на мусоросортировочные комплексы составлял 610 тысяч тонн, рассказал зампредседателя комитета со ссылкой на официальные документы, в подписанной концессии фигурирует цифра в 800 тысяч тонн…
Отвечая на вопрос о разных цифрах в объеме мусора, Денис Архипов сказал, что на момент заключения концессии достоверных цифр не было, исходили из оценочных. А сейчас есть достоверная статистика, которая опирается на цифры весов на полигонах.
Заместитель Губернатора Новосибирской области Сергей Сёмка назвал главной причиной расторжения концессии – несоответствие требованиям одного из земельных участков, расположенных на приаэродромной территории. Сергей Сёмка пояснил: на момент подписания концессии приаэродромная территория не была нанесена на карту, а завод имени Чкалова и Минобороны РФ давали «неоднозначные ответы» по поводу расположения мусорного полигона.
«Понятно, что все это нас очень волнует, – взял слово Председатель Законодательного Собрания Андрей Шимкив. – На протяжении пяти лет звучали жесткие выступления депутатов, еще более острые вопросы задавали жители области, в ответ – успокаивающие речи чиновников. Сегодня варианты решения есть. Мы обговаривали это и с Губернатором, и с Сергеем Николаевичем Сёмкой. Услышали, что все-таки раздел по концессии произойдет на две-три-пять-шесть – это в процессе обсуждения. Но время-то упущено, это факт. Считаю, что группа компаний «ВИС» должна извиниться перед населением Новосибирской области. Пусть извиняться хотя бы! Пять лет все ждали».
Спикер регионального парламента отметил, что до ближайшей сессии – 7 июля – могут быть проведены внеплановые заседания комитетов по этому вопросу. До этого времени минэкономразвития региона должно представить экономическую модель.
Председатель комитета по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам Александр Терепа высказал пожелание увидеть документы, где сказано, что финансово-экономических и правовых последствий расторжения концессии для области нет. «В такой ситуации обычно возникает целесообразность проведения аудита», – полагает Александр Терепа.
Депутат Александр Шпикельман высказал свое мнение: «Несколько лет я убеждал жителей моего избирательного округа, что нужно платить деньги за вывоз мусора. Они говорили, что сжигают. Я говорил: «Да нет же, будут вывозить, будет порядок!» Объяснял, что мусор будут сортировать, для экологии это будет хорошо…. Сейчас я что скажу жителям округа? На вопросы о мусорной реформе мне нужно будет отвечать людям, и также каждому депутату».
Депутат Дмитрий Козловский предостерег представителей исполнительной власти региона: «Ведь у нас есть еще и другие концессии с группой «ВИС». Поликлиники они начали строить – семь, а строят всего три. Это такой звоночек: надо действовать! Хватит работать на ВИС! Давайте сами в области строить и контролировать все».
Депутат Ашот Рафаелян уверен, что расторгнутая концессия – это не только экологические, но имиджевые потери для региона. Однако, парламентарий призвал сконцентрироваться на будущем. «Впервые вижу столь эмоциональное отношение депутатов и представителей исполнительной власти. Думаю, что консолидация наших усилий поможет не допустить новых концессионных соглашений. И не допустить монополизма!»
Первый вице-спикер регионального парламента Андрей Панфёров высказал свою позицию: «Выступления на сессии, на комитетах должны подвести черту. Для всех нас и для наших избирателей должна наступить ясность, как будет вывозиться мусор в Новосибирской области. И верх цинизма, если те же самые люди, которые шесть лет морочили нам голову, снова выступят в качестве концессионеров. Большая просьба к Правительству: учесть наши пожелания».
Вице-спикер регионального парламента Ирина Диденко уверена, что «правильное обозначение задачи – это полпути к ее решению». «Нужно сделать выводы, чтобы не допустить больше ошибок, – подчеркнула законодатель. – Констатирую, что ответы мы не получили. Убытки – это не только 300 миллионов штрафов. Затраты, которые понес концессионер, будут ли они выплачены?» Чуть позже депутаты обсудили планы по созданию и эксплуатации системы коммунальной инфраструктуры.
Подводя итоги обсуждения, председатель комитета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности Фёдор Николаев озвучил решение совместного комитета, поддержанное депутатами единогласно:
«Принять информацию Решетникова Л.Н., министра экономического развития Новосибирской области, Архипова Д.Н., министра жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области по вопросу «О финансово-экономических и правовых последствиях расторжения концессионного соглашения в отношении создания и эксплуатации системы коммунальной инфраструктуры – объектов, используемых для обработки, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов в Новосибирской области, заключенного 22.07.2016 года между Новосибирской областью и ООО «Экология-Новосибирск» к сведению.
Отметить, что во исполнение норм федерального законодательства, в государственных программах Новосибирской области предусмотрено к реализации с 2015 года совершенствование системы обращения с отходами производства и потребления. Вместе с тем, указанные мероприятия, прежде всего, внедрение глубокой обработки твердых коммунальных отходов, образующихся в Новосибирской области, не реализованы в полной мере, что позволяет сделать вывод о несостоявшейся «мусорной реформе» в Новосибирской области. Основными причинами этого стали заключение заведомо невозможного к реализации концессионного соглашения, а также длительный период его расторжения.
Заслушав выступления участников совместного заседания отметить, что полученный результат реализации указанного концессионного соглашения во многом обусловлен недостаточной проработкой проекта концессионного соглашения, в том числе в связи с неурегулированностью порядка межведомственного взаимодействия областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области, неразграничением ответственности за принимаемые ими решения, а также отсутствием правовой экспертизы на этапе разработки, рассмотрения, принятия решения о заключении концессионных соглашений.
Рекомендовать Правительству Новосибирской области учесть сложившуюся негативную практику при заключении соглашений в сфере создания и эксплуатации системы коммунальной инфраструктуры – объектов, используемых для обработки, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов в Новосибирской области, а также в отношении иных соглашений в сфере государственно-частного партнерства, в том числе концессионных соглашений».