По статистике, около 40% всех ДТП в зимнее время вызвано гололедом, снегопадом. О безопасности водителей и пешеходов на зимней дороге мы беседуем с начальником Отделения Госавтоинспекции Отделения МВД России по Чистоозерному району майором полиции Г.Ю. Поляков.
— Григорий Юрьевич, каковы особенности вождения в гололёд?
— Следует быть особенно аккуратным при нажатии на педаль тормоза в гололед. При управлении автомобилем, оснащённым системой АБС, компьютер сообщит вам, что следует разблокировать колёса, если при движении по льду произошла их блокировка. Однако не следует возлагать большие надежды на электронику, лучше справляться своими силами.
—Как именно следует тормозить?
—Нажим на педаль должен происходить прерывисто, тогда и автомобилем можно управлять уверенно. Если профессионал, управляя машиной, тормозит прерывисто, этого можно и не заметить. Работать педалью тормоза следует быстро, на грани блокировки колёс, однако не следует чересчур увлекаться этим приёмом. Некоторые водители, которые уже имеют стаж управления автомобилем, отключают АБС в гололедицу. Делать этого всё-таки не следует, можно и ошибиться при торможении.
—В гололед принято применять торможение двигателем, не выключая зажигание и передачу.
— Это следует делать таким образом: а) сбрасываем подачу топлива, не выключая сцепления, б) выжимаем сцепление, включаем низшую передачу, в) снова включаем сцепление. Двигатель увеличит обороты и скорость автомобиля будет постепенно уменьшаться. При этом можно плавно нажать на педаль тормоза. Такое общее торможение довольно удобно.
При управлении полноприводным автомобилем, торможение двумя способами даёт почти одинаковые результаты. Однако, если тормозить на льду парой способов одновременно, то скорость автомобиля не особо снизится. Большинство водителей при торможении на льду всё-таки отдают предпочтение торможению двигателем.
— В чём особенности езды по глубокому снегу и допустимы ли манёвры на льду?
— Ездить по глубокому снегу необходимо без остановок и переключения передач. Если застрянете в снегу, не допускайте, чтобы колёса длительное время буксовали. Маневрировать на льду возможно, но очень аккуратно, не совершая резких движений. Всякое резкое маневрирование, особенно вне наезженной колеи на дороге, грозит тем, что машину может начать крутить. Возникнет аварийная ситуация, которая в условиях городского движения нередко приводит к серьёзным ДТП. Правило гласит, что на дороге, покрытой наледью, расстояние между автомобилями должно соответствовать скорости автомобиля, умноженной на два. Соблюдайте дистанцию!
Выбирая скорость, не забывайте, что на снегу тормозной путь увеличивается почти втрое. Возле остановок общественного транспорта и перед светофорами от частых торможений образуются наледи, будьте здесь особенно осторожны.
Следуя этим простым советам, вы сможете обезопасить своё передвижение на автомобиле в гололёд.
— И главный зимний совет водителям?
— Главный зимний совет водителям — снизьте в два-три раза интенсивность ваших разгонов, торможений и поворотов, и тогда проблем на скользкой дороге не будет.
— Другие участники дорожного движения — пешеходы. О чем им необходимо помнить при передвижении зимой?
— Основные советы на зимней дороге для пешеходов — это повышенная осторожность и удвоенное внимание к дорожному движению. Наши дети почти не обращают своё внимание на изменение сезонной дорожной обстановки, а специфические зимние опасности подстерегают как юных пешеходов, так и взрослых.
Зимой темнеет раньше, чем летом, в сумерках и в темное время значительно ухудшается видимость на дороге. Расстояние до идущего транспорта, а также до неподвижных предметов может представиться искаженным, а не реальным. Зачастую близкие предметы кажутся далёкими, а далёкие близкими. Поэтому в темное время суток случаются зрительные обманы и неподвижный предмет можно принять за движущийся и наоборот.
В снегопады ухудшается видимость, ограничивается и затрудняется движение пешеходов и транспорта, появляются заносы. Снег залепляет глаза пешеходам и мешает обзору дороги. Видимость ухудшатся на дороге и для водителя.
Яркое солнце и белый снег «ослепляют» человека, создавая эффект бликов, и тоже являются помехой при движении.
Гололед и снежный накат на зимней дороге, вызывает вероятность юза и заноса — а это самое опасное увеличение тормозного пути.
—Дорожных ловушек становится больше зимой?
— Количество мест закрытого обзора, так называемых «дорожных ловушек» зимой увеличивается за счет сугробов на обочине, сужение проезжей части из-за неубранного снега, из-за стоящих заснеженных машин.
В зимний период мы одеваемся теплее, зимняя одежда сковывает движения, мешает нам свободно и быстро двигаться, кутаем своих детей, одеваем капюшоны, а верхняя одежда с капюшоном мешает и ограничивает поле зрения, поэтому при переходе дороги нужно быть крайне внимательным.
Надевайте одежду со светоотражающими элементами, что позволит водителю с большей вероятностью увидеть пешехода в тёмное время суток. Можно использовать различные виды световозвращающих элементов: значки, браслеты, брелоки, ленты, наклейки, термоаппликации и т.д.
— Спасибо за ценные советы! Надеемся, жители нашего района будут их использовать!
Каждый год с приближение холодов любой водитель задумывается о том, когда надевать зимнюю резину . Техническим регламентом таможенного союза «О безопасности колёсных транспортных средств» обозначено, что в зимние месяцы (декабрь, январь, февраль) разрешается использовать только зимние шины. То есть с 1 декабря на автомобиле должна стоять зимняя резина. Однако глава 12 КоАП РФ (нарушение в области дорожного движения) не содержит санкций за «не вовремя переобутые шины» и ссылок на технический регламент таможенного союза не делает, то есть штраф водитель не получит. ГАИ призывает вовремя «переобувать» автомобиль ради своей же безопасности!