Очередная международная встреча педагогов школ Чистоозерного района  и Павлодарской области состоялась 31 мая. Рассказывает Лариса Анатольевна Ланг ,начальник Информационно-методического центра Чистоозерного района.

-Сотрудничество в области образования у нас ведется в рамках договора, заключенного в 2019 году между  Институтом  профессионального развития по Павлодарской области АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» (Рескпублика Казахстан)  и  управлением образования администрации Чистоозерного района (Россия).

В этот раз тема встречи была задана: «Инклюзивное образование: проблемы и развитие». А груз ответственности лег на команду Чистоозерной СОШ №2, потому что у этой школы накоплен огромный опыт по организации инклюзивного обучения, им действительно есть чем поделиться.

С приветственным словом перед коллегами выступила директор Института профессионального развития по Павлодарской области АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» Ашимбетова Роза Дюсеновна. Она подчеркнула важность поднятой на онлайн-встрече темы инклюзивного образования.

В начале дистанционной конференции были разъяснены смыслы терминов «Особые образовательные потребности» (ООП)  и  «Ограниченные возможности здоровья» (ОВЗ).  Их сходство и отличие. Пришли к выводу, что и тот и другой термин о  детях, требующих особого подхода к обучению.

Вебинар проходил в форме экспертной дискуссии. С обеих сторон были заявлены спикеры и эксперты.  На обсуждение вынесено три важных вопроса:

  1. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  в школе.
  2. Организация коррекционно-развивающих занятий  в общеобразовательной школе.
  3. Проблемы адаптации   обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном классе.

Панкова Татьяна Васильевна, учитель химии, заместитель руководителя школы КГУ «СОШ № 5 г. Экибастуза»  познакомила коллег с индивидуальной  программой  психолого – педагогического сопровождения учащегося с ООП в школе.

Рады были очередной встрече с Мараховой  Натальей  Владимировной, учителем начальных классов Школы – лицея № 6 г. Экибастуза, председателем  ассоциации учителей начальных классов Павлодарской области. В  этот раз она рассказала  об особенностях  разработки адаптированной образовательной программы для учащегося  с ООП.

О проблемах и перспективах обучения на дому рассказала Акимбекова Лайла Мукатаевна, заместитель руководителя КГУ «СОШ № 18 г. Павлодар»

Затем очередь пришла нашим педагогам представить свой опыт работы. О том, как выстроена муниципальная модель инклюзивного образования у нас в районе, рассказала Крылова Алла Ивановна, главный специалист управления образования Чистоозерного района, руководитель территориальной психолого-медико-педагогической комиссии. 

Школьный консилиум играет  координирующую роль  в  сопровождении обучающихся с ОВЗ. В Чистоозерной СОШ №2 работа школьного консилиума выстроена очень грамотно и последовательно. Это продемонстрировала Аноприенко Тамара Ивановна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, председатель  школьного консилиума. Она познакомила коллег со школьной документацией,  с тем, как сопровождают в этой школе ребенка с ОВЗ от поступления на обучение и до окончания школы. Грам Мария Олеговна, педагог-психолог школы показала, насколько насыщена работа членов школьного консилиума. Помимо ведения документации, диагностик, построения индивидуальных образовательных маршрутов, члены школьного ППК организовывают и проводят обучающие, практические семинары, внеклассные мероприятия, родительские собрания, конкурсы, праздники.

Своеобразной кульминацией, ярким моментом международного семинара стали мастер-классы педагога-психолога  Грам Марии Олеговны, учителя-логопеда Шабалы Натальи Васильевны, социального педагога , учителя  ритмики Черняк Елены Владимировны.

С системой  работы педагога – логопеда  в КГУ «СОШ № 5 г. Экибастуза»

участников  вебинара познакомила Кабыкенова Анара Сембаевна,

Продемонстировала, как использует в совей работе  нейроупражнения  педагог –дефектолог Набиева Светлана Фларитовна. Классные руководители этой школы  Команчук Людмила Ивановна и  Мустафина Аспет Жаксымбаевна поделились опытом с коллегами, рассказав об особенностях работы классного руководителя по успешной адаптации обучающихся с ООП в инклюзивном классе, о роли классного руководителя в организации и сопровождении траектории развития учащегося с ООП.  

Завершали работу спикеров и экспертов Кусаинова  Алия Оразаловна,

учитель начальных классов  Чистоозерной СОШ № 2 с вопросом об особенностях проведения уроков в инклюзивном классе и Ганихина Екатерина  Ивановна, учитель русского языка и литературы Варваровской СОШ, о применении технологии терапевтической дидактики в инклюзивных классах.

Итог встречи подвела непосредственный организатор этого мероприятия, старший преподаватель Национального центра повышения квалификации «Өрлеу» Идилуп Айман Тулюгуновна. Она предложила участникам в качестве рефлексии в интерактивной форме ответить на несколько вопросов, которые  подвели всех к выводу, что главная идея инклюзивного обучения – акцент на ценности и уникальности каждого человека, внедрение в сознание детей мысли о том, что любой из них, несмотря на индивидуальные особенности, может учиться, общаться со сверстниками, проявлять свои таланты. И самое главное: в школе должны быть созданы все условия, чтобы такой ребенок ощущал себя равным среди сверстников.

Семинар получился насыщенным, конструктивным. В течение трех часов шел активный обмен опытом в области инклюзивного образования, 80 педагогов Чистоозерного района приняли в нем участие.

Приведу один из многочисленных теплых отзывов о мероприятии: «Спасибо за проведенную конференцию! Дети с ОВЗ всегда требуют к себе особого внимания. Подробно преподнесла сведения о программе психолого-педагогического сопровождения Панкова Татьяна Васильевна. Тамару Ивановну Аноприенко можно слушать бесконечно: настолько эмоционально и исчерпывающе она рассказывает о работе с ребятами. В мастер-классе Грам Марии Олеговны упражнения ритмичные, обычно у ребят все получается значительно проще, а вот взрослым такие задания кажутся немного сложными. Притча, которой закончила Идилуп Айман Тулюгуновна семинар, заставляет задуматься над проблемой помощи детям с особенностями. Благодарю за полезный и содержательный материал».